“ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ”, КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ


1 Михаил Шолохов - Нахалёнок [аудиокнига]


2 Русская литература


Первое в русском литературоведении определение жанра путешествия принадлежит И. М. Борну. В “Кратком руководстве к российской словесности” (1808) он пишет следующее: “Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран”; Борн при этом выделяет “особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения”, и называет их “сентиментальными путешествиями”. Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распространенных форм литературных произведений. Писатели-Сентименталисты обычно использовали форму путешествия, чтобы лучше раскрыть мельчайшие нюансы чувств своего героя; действительность – природа и общество – стоит как бы в стороне, на втором плане, она показывается только лишь сквозь призму личных переживаний автора-путешественника.

Среди сентиментальных путешествий в европейских литературах наибольшей популярностью пользовалось “Путешествие по Франции и Италии” (1786) английского писателя Т. Д. Смоллетта. В нем рассказывается о бесправии, угнетении и нищете французского народа, о разложении верхушки абсолютистского государства и об успехах французской философии. Отчасти пародией на “Путешествие” Смоллетта было “Сентиментальное путешествие” (1768) английского писателя Л. Стерна, Последний сосредоточивает свое внимание на воспроизведении индивидуальных переживаний своего героя, причуд и “заблуждений сердца”, возникающих в процессе путешествия и в связи со всем увиденным.

Сентиментализм (от английского слова – “чувствительный”) – это направление в литературе и искусстве Западной Европы и России. В отличие от литературы классицизма, сентиментализм объявляет доминантой человеческой природы, мерилом добра и зла не разум, а чувство. Человек, учили писатели-сентименталисты, становится свободным и может переустраивать по-новому мир лишь в том случае, если он неустанно совершенствует свои “естественные чувства”. Отсюда и призывы сентименталистов слиться с природой, обратиться к миру неиспорченных цивилизацией людей, чутко откликаться на все происходящее в мире, бороться за добро и справедливость. Открытие богатого, духовного мира простолюдина было настоящим художественным завоеванием нового направления.

В России сентиментализм как самостоятельное течение оформился в 1790-е гг. в творчестве Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, а также Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и др. Не прошел мимо него и Радищев. Его “Путешествие” носит отчетливые следы влияния поэтики сентиментализма. “Однако “чувствительность” как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь состраданием, сочувствием, не удовлетворяет Радищева, – справедливо замечает исследователь В. И. Федоров. – Она только первый импульс при его встрече с рабски закабаленным народом, с безудержным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытает удовлетворение и радость (“веселио неизреченное!”), когда непосредственно включится в борьбу за освобождение народа, станет “соучастником быть во благоденствии себе подобных”. Вот почему в силу собственной политической активности и художественного мастерства Радищев в “Путешествии из Петербурга в Москву” переходит за рамки метода сентиментализма и, используя элементы реалистического метода, создает, опережая время, уникальное произведение словесного искусства.

“Путешествие из Петербурга в Москву” – это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т. д., объединенных внешне – сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством. Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской истории. Российская действительность воспринимается исключительно глазами “чувствительного” путешественника – мыслителя, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока, с удовольствием пил кофе грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы. Образ путешественника – главный внешний сюжетообразующйй стержень произведения.

Без него не было бы и “Путешествия из Петербурга в Москву”. Путешественник – это любознательный, внимательный и душевный человек, который “любопытствует” узнать истории всех, кого он встречает на своем пути. Он обладает редким даром располагать к себе людей, так что, встретив его в первый раз, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, доверяя ему самое сокровенное. Путешественник едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге останавливается на почтовых станциях, где ему меняют лошадей. Композиция “Путешествия” внешне представляет собой собрание из 26 глав и посвящения А. М. Кутузову, “любезнейшему другу” путешественника. 24 из 26 глав. иосят названия почтовых станций: “София”, “Тосна”, “Любани”, “Чудово”4, “Спасская Полесть”, “Подберезье”, “Новгород”, “Бронницы”, “Зайцово”, “Крестьцы”, “Яжелбицы”, “Валдай”, “Едрово”, “Хотилов”, “Вышний Волочок”, “Выдронусшц “Торжок”, “Медное”, “Тверь”, “Городня”, “Завидово”, “Клин”, “Пешки”, “Черная грязь”; первая глава называется “Выезд”, а последняя, 26-я – “Слово о Ломоносове”.





Другие сочинения:



Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” РадищеваРоман А. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” – одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л. Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами […]. “Путешествие из Петербурга в Москву” в художественном и идеологическом контексте эпохиДля многих поколений русских читателей имя Радищева окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, однако […]. Анализ “Путешествия из Петербурга в Москву” РадищеваРоссия XVIII столетия не знала философа, равного Радищеву по обширности и глубине ума. С последовательностью и разносторонностью ученого он рассмотрел и подверг уничтожающей критике в “Путешествии…” всю самодержавно-крепостническую общественную систему, несущую народу горе. “Путешествие…”, всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, […]. Рассказ о творческой истории “Путешествия и Петербурга в Москву”Замысел книги, по всей вероятности, восходит к тому периоду, когда Радищев возвратился из Германии и стал служить в Сенате. К этому времени, т. е. к 1772 г., относится и формирование творческого принципа писателя, который лег в основу “Путешествия из Петербурга […]. Художественное своеобразиеЯ взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. А. Н. Радищев Александр Николаевич Радищев – легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных […]. Дневник путешествие в творчестве Мацуо БасеОтличие европейского дневника-путешествия от японского “чистого” дневника и дневника-путешествия заключается в том, что европейский путешественник претерпевает определенную внутреннюю эволюцию – это видно, например, и в радищевском “Путешествия из Петербурга в Москву”, и в “Сентиментальном путешествии” Стерна. Японский дневник-путешествие не дает […]. Старая Англия сквозь уменьшительное стекло (По роману Д. Свифта “Путешествие Гулливера”)Великий английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его своим защитником. Именно тесное общение с бедными ремесленниками и сельскими жителями дало писателю возможность понять, что народ является создателем истории. […]. Высшая знать Петербурга (по роману “Война и мир”)Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили…”. Здесь все […]. Люблю старую МосквуМне же – вольный сон, колокольный звон, Зори ранние На Ваганькове. М. Цветаева Чтобы подчеркнуть значимость и величие Москвы, ее часто называют третьим Римом. Но, мне кажется, у нашего города и без оглядки на Рим захватывающая и чудесная история. Москва […].
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ (А. Н. РАДИЩЕВ, 1790)
Александр Радищев – русский литератор-революционер, по выражению Екатерины II, «бунтовщик хуже Пугачева», – писатель глубокий и смелый. За книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева посадили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к

XXXIII СЕССИЯ СЕМИНАРА ДИРЕКТОРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ РОССИИ ИМ. Н.В. ШАХАЛОВОЙ
«Литературно-мемориальные музеи в XXI веке. Традиции и новации» 19–24 июня г. XXXIII сессия Творческого проблемного семинара директоров литературных музеев России им. Н. В. Шахаловой «Литературно-мемориальные музеи в XXI веке. Традиции и новации» и

ДЕШЕВЫЕ АВИАБИЛЕТЫ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПУЛКОВО В МОСКВУ
Краткая информация о тарифах и рейсах: Минимальный тариф со сборами – 2 031 ? Средняя цена – 5 777 ? Количество авиакомпаний на направлении – 13 Длительность прямого перелета – 1 ч 10 мин Самый быстрый авиарейс с пересадкой – 4 ч 5 мин Как дешево

ДЕШЕВЫЕ АВИАБИЛЕТЫ ИЗ МОСКВЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПУЛКОВО
Краткая информация о тарифах и рейсах: Минимальный тариф со сборами – 2 028 ? Средняя цена – 5 857 ? Количество авиакомпаний на направлении – 13 Длительность прямого перелета – 1 ч 15 мин Самый быстрый авиарейс с пересадкой – 4 ч 5 мин Как дешево

СКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ ОТ МОСКВЫ ДО ПИТЕРА? ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Жители Москвы и Северной столицы постоянно спорят о том, чей же город все-таки лучше для жизни. Но рано или поздно перед многими встает задача, как добраться из города в город. Как можно это сделать? Между двумя столицами можно перемещаться при

Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив